История применения лекарственных растений

Применение лекарственных растений для лечения большого числа самых разнообразных заболеваний началось в незапамятные времена.

Археологи расшифровывая клинописные глиняные таблички находят описания применения лекарственных растений ещё ассирийцами, шумерами и вавилонянами.

Описания лекарственных растений и способов их применения при определённых заболеваниях обнаружены в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала в Ниневии (около 660 г до н. э.).

В Древнем Египте врачеванием занимались жрецы; для лечения они использовали ароматные масла, смолы и бальзамы. Египтянам уже были известны целебные свойства алоэ, подорожника, можжевельника и многих других растений.

Медицина Китая также широко использовала лекарственные растения. В фундаментальнои труде Ли Шичжэня (李時珍, 1518–1593 гг.) «Основные положения фармакологии» («Бэньцао ганму», 本草綱目) описано более 12 000 препаратов из полутора тысяч лекарственных растений. Этот труд не утратил своего значения и в наше время.

В древнеиндийском памятнике литературы «Яджур-веда», в трудах врачей Чарака (I век до н. э.), Сушрута и Вагбхата (VII–VIII века) содержатся около тысячи названий лекарственных растений, встречающихся среди тропической флоры.

Гиппократ (Ἱπποκράτης, 460–377 гг. до н. э.) провёл обобщение разнообразных растительных средств, применяемых в то время с лечебными целями. Гиппократ был убеждён, что использовать растения необходимо в их природном состоянии, без какой-либо обработки.

Клавдий Гален (Γαληνός, Galenus, 130–210 гг.) значительно развил существующее учение об использовании лекарственных растений. Он советовал измельчать растения, изготовлять из них экстракты и настойки на спирте и уксусе, которые широко применяются и в наше время.

Значительный вклад в развитие восточной медицины, а также в лекарствоведение Европы сделал таджикский врач Абу Али ибн Сина (ابن سینا, Авиценна, 980–1037 гг.) — автор труда «Канон врачебной науки", заслужившего признание во всё мире. Авиценна не только обобщил достижения медицины того времени, но и дополнил науку сведениями из собственных наблюдений и своими выводами.

Хотя о применении лекарственных растений в Руси мы знаем не очень много, но известно, что уже в те далёкие времена в арсенале киевских монахов, занимавшихся исцелением больных, были мёд, воск, шиповник, зверобой, подорожник, горицвет, наперстянка, беладонна, полынь обыкновенная, золототысячник, ягоды можжевельника, капуста, редька, лён, горчица, лещина, лук и др. В летописях упоминаются имена Ивана Смера, который обладал значительным опытом и мастерством в лекарском искусстве и служил у князя Владимира (X век); врачей Агапита и Петра Сиранина, служивших при княжеских дворах Киева и Новгорода.

С распространением письменности появляются первые медицинские книги — травники, зельники, лечебники. В них уже используется определённая систематизация материалов о лекарственном действии трав, делаются выводы и даются полезные советы, звучащие сейчас наивно и оккультно.

Очень интересным с точки зрения истории медицины является старейший памятник литературы Руси — «Изборник Святослава», который был составлен в Киеве в 1073–1076 годах для князя Святослава Ярославовича. Вместе с произведениями религиозного характера «Изборник» содержит материалы по грамматике, пиитике, риторике; утверждает пользу знания и чтения книг; даёт описание белены, аконита и болиголова.

Исключительной энциклопедией медицинских знаний XII века является научный трактат «Мази» киевской княгини Евпраксии Мстиславовны (1108–1172 гг.). Внучка Владимира Мономаха Евпраксия была высокообразованной женщиной, изучала медицину и сама лечила больных. Трактат «Мази» состоит из четырёх частей и 29 глав (разделов). В нём содержатся гигиенические советы, рассказывается о пользе свежего воздуха и физической активности, рационального питания и описывается лечение отдельных заболеваний. Трактат весьма далёк от суеверий и мистицизма, распространённых тогда в подобной литературе.

Выдающиеся памятники письменности XVI–XVII веков — «Лексис. Сиречь речения, вкратце собранные и словенского языка на простой руский диалект истолкованные.» Лаврентия Зизания (Вильнюс, 1596 г.) и «Лексикон словенороский, или имён толкование» Памвы Берынды (Киев, 1627 г.) также приводят сведения о растениях, иногда напоминая о их применении с лечебными целями.

Необычайно интересен труд Нестора Максимовича-Амбодика «Врачебное веществословие, или описание целительных растений" (1785 г.). В этом многотомном фундаментальном труде приведены не только описания, но и рисунки лекарственных растений, что имело большое значение для практических врачей.



Молчаливый разговор — жестовый язык индейцев

Молчаливый разговор — жестовый язык индейцев

Жестовый язык индейцев — удивительное культурное явления — насчитывающий около 800 «слов» он помогает свободно общаться индейцам разных племён, не знающих языков друг друга. Большинство жестов, вроде приведенных на иллюстрациях...

Знаете ли вы ответы на эти вопросы?

Знаете ли вы ответы на эти вопросы?

1. Что такое «второе дыхание» у спортсменов? 2. Какие мышцы работают при чихании? 3. Можно ли увидеть винтовочную пулю в полёте? 4. Почему большинство динамиков искажают музыку? 5. Зачем автомобилю...

Амальгамы

Амальгамы

Амальгама (от греческого μάλαγμα — «смягчитель», от μαλθάσσω — «смягчать») — сплав металла со ртутью; характерным свойством амальгам является низкая температура их плавления.