Луи Пастер

Луи Пастер — величайший учёный, который получил официальное звание «благодетель человечества». Но обыватель связывает его имя только с лечением бешенства и процессом пастеризации, позволяющим приготовление консервов длительного хранения.

И хотя эти открытия являются чрезвычайно важными, это далеко не всё, чего достиг Пастер.

Это он проложил дорогу современной асептической хирургии и первым разработал принципы медицинского контроля инфекционных заболеваний. Своими исследованиями Пастер доказал, что инфекции, от которых веками страдало человечество, вызываются микроорганизмами и первым из учёных показал, что эти микроорганизмы можно искусственно культивировать и вводить в организм больного для борьбы с инфекцией. Он указал пути борьбы с ужасными заболеваниями, такими как бешенство, туберкулёз, малярия, полиомиелит, лепра (проказа), сифилис, дизентерия, дифтерия, оспа и таким образом спас миллионы человеческих жизней.

Луи Пастер спас скотоводство Франции от сибирской язвы и обучил этому методу весь мир. Затем спас шёлковую промышленность Франции, найдя причину и способ борьбы с заболеванием, из-за которого погибали гусеницы шелкопряда. А после спас французское виноделие установив, какие микроорганизмы вызывают уксусное брожение вина, пива, молока и масла и научил виноделов Франции выращивать и обрабатывать виноград таким образом, чтобы избежать порчи урожая и вина.

Пастер не был ни врачом, ни биологом (а химиком), но именно благодаря ему эти науки получили быстрое развитие. Интересно, что все величайшие открытия Пастера были сделаны им после 46 лет и перенесенного инсульта, оставившим его калекой на всю жизнь.

Луи Пастер родился в 1822 году в городе Доль, в семье кожевенника. В детстве и в колледже он не проявлял блестящих способностей. И в его дипломе стоит оценка по химии «удовлетворительно».

«Неправильное» брожение

В 1854 году, когда Пастер был назначен деканом вновь открытого факультета естественных наук университета в Лилле, городе Южной Франции, где процветало виноградарство и винокурение, винодел попросил у него помочь найти причину вина при брожении — иногда оно приобретало неприятный запах и становилось кислым, превращаясь в уксус. Этот случай определил основу всей дальнейшей научной деятельности Луи Пастера, который из химика превратился в микробиолога, став «отцом микробиологии». Исследуя пробы виноградного сока из бродильного чана Пастер обнаружил микроорганизмы, которые развивались, когда к жидкости открывался доступ воздуха. В чанах со сладким вином обнаруживались только клетки дрожжей, а в прокисшем соке — и другие микробы.

До этого времени брожение было таинственным процессом, несмотря на то, что учёные предлагали десятки теорий относительно этого явления. Пастер серией сложных экспериментов убедительно доказал, что брожение обусловлено микроорганизмами и эти микроорганизмы не зарождаются самопроизвольно в сбраживаемых жидкостях, а присутствуют в воздухе. Эти результаты не только помогли виноделам и пивоварам сохранять свою продукцию — асептические меры в хирургии помогли врачам спасти множество жизней.

До открытий Пастера смертность от инфекций в послеоперационный период доходила до 90%. Теперь самые опасные и сложные операции выполняются без опасения внести инфекцию. Луи Пастер убедил врачей стерилизовать инструменты в открытом пламени. Благодаря тому, что он открыл природу и источники инфицирования, были разработаны современные методы стерилизации хирургических инструментов, шовного и перевязочного материала, как это выполняется в наших больницах.

Лечение шелкопряда

В 1865 году шёлковая промышленность Франции была близка к полному краху из-за заболевания, убивавшего гусениц шелкопряда. До этого момента Луи Пастер никогда не видал шелковичного червя, но по просьбе приятеля, который жил на юге Франции, где болезнь была распространена, он решил съездить в этот район и изучить заболевание на месте. Потребовалось шесть лет терпеливой работы, чтобы разобраться с этой таинственной болезнью и найти способ её лечения. Луи Пастеру это удалось, и шёлковая промышленность была спасена.

Работы Луи Пастера в каждой области были направлены на практическое использование в экономике или медицине. В 1879 году Пастер писал: «верю, что придёт время, когда профилактические мероприятия смогут остановить заболевания, которые приводят в ужас людей, как жёлтая лихорадка в Сенегале и долине Миссисипи или бубонная чума, свирепствующая на Волге».

«Как спасти скот?»

Такой вопрос задал Луи Пастер, комментируя свою работу по борьбе с сибирской язвой, которая во Франции поражала овец, крупный рогатый скот и свиней. Борясь именно с этим заболеванием, Пастер впервые успешно использовал культуру микроорганизмов в качестве вакцины. Это открытие дало возможность бороться с заболеваниями, возбудители которых на тот момент были известны.

Однажды, проходя по недавно убранному полю, Луи Пастер заинтересовался странным красным образованием в почве. Рассматривая его, он обнаружил, что цвет почвы обусловлен цилиндрическими кусочками грунта, оставленными червями. Расспросив местных жителей Пастер узнал, что в этом месте захоронены животные, погибшие от сибирки. Он предположил, что возможно, это заболевание распространяют черви. Изучение червей показало, что в них находятся те же микроорганизмы, которые обнаружены в крови скота, погибшего от сибирской язвы. Из образцов крови Пастер получил культуру, которой он привил здоровых животных. Эти животные заболели сибирской язвой, и сибиреязвенная палочка была обнаружена в их крови.

Последующие эксперименты показали, что если культуру возбудителя нагреть, её вирулентность значительно падает. Пастер пришёл к выводу, что микроорганизмы, вирулентность которых снижена, могут служить для вакцинации, вырабатывая у организма иммунитет к той или иной болезни. Пастер согласился провести публичное тестирование своей теории, в которой был уверен.

Было вакцинировано стадо из 25 здоровых овец, а затем они и столько же невакцинированных в качестве контрольной группы были искусственно заражены сибирской язвой. Пастер предсказал, что через 5 дней вакцинированные животные останутся здоровыми, а те, которым вакцина не была введена, погибнут. Так и произошло. Те, кто раньше сомневался в этой теории, убедились в правоте Пастера. Сибиреязвенная вакцина получила широкое применение, и скот Франции был спасён.

Разработка вакцины против бешенства

До открытия Луи Пастера бешенство (водобоязнь), было безусловно смертельным заболеванием. 16 человек из 100, укушенных бешеными животными, заболевали бешенством и умирали — все до одного. Изучая заболевание на собаках, Пастер установил, что возбудитель заболевания находится в нервных центрах. Это было подтверждено экспериментально — Пастер вводил здоровым собакам экстракт спинномозговой жидкости больных собак, что приводило к заболеванию их бешенством.

Пастер решил попытался проделать то же самое с возбудителем бешенства, что и с возбудителем сибирской язвы. Он изготовил ослабленную культуру, которая должна была служить вакциной.

Работа с бешеными собаками, укус которых мог быть смертельным, была чрезвычайно опасной, но Пастер не отступал. Он изготовил антирабическую вакцину (вакцину против бешенства), и вводил её животным, искусанным бешеными собаками. Все животные выздоравливали. Но, несмотря на успех таких экспериментов, Пастер опасался использовать вакцину для лечения людей.

И вот, 6 июля 1885 года, в его лабораторию привели девятилетнего Джозефа Мейстера, которого сильно искусала бешеная собака. Перепуганная мать мальчика умоляла Пастера попытаться спасти её сына, и он решился.

Бессонные ночи, мучительные сомнения, постоянное дежурство у постели больного до полного выздоровления ребёнка. Пастер снова победил саму Cмерть. Три года спустя в Париже был создан Пастеровский институт и в настоящее время нет ни одной страны, в которой не существовало бы подобной организации.