Почему у нас есть иммунитет

Несколько лет назад у четырёх человек, вернувшихся из командировки в соседний город, развились симптомы жестокой кишечной инфекции. Источник инфекции был обнаружен — им оказалась питьевая вода, которую они пили во время пребывания в другом городе.

Но пятый человек из этой группы, их коллега — не заболел. Почему он оказался «не по зубам» бактериям? И почему жители соседнего города пили эту воду неделями, если не месяцами — и оставались здоровыми?

Ответом на эти вопросы служат результаты одних из самых важных исследований в истории медицины и несколько не менее важных открытий. Одно из них — прививки кур старой культурой холеры, которые выполнил Луи Пастер. Его опыты пролили свет на то, как происходит заражение инфекционными заболеваниями и почему иногда случаются «чудесные исцеления».

Почему заболевают не все?

Два человека воспользовались общественным телефоном и получили порцию вирусов, оставленных на трубке предыдущим клиентом. Один слёг с гриппом, а другой остался здоров. Два ребёнка в семье заболели корью, а третий чувствует себя прекрасно.

Такие примеры можно приводить бесконечно. Феномен естественного иммунитета врачи наблюдали столетиями, но только относительно недавно — по историческим меркам, разумеется, с установлением бактериальной природы инфекционных заболеваний, появились разумные объяснения, почему некоторые люди особенно устойчивы к болезням. Следующим шагом было найти способ, как создать иммунитет к опасным заболеваниям искусственно. Так появились новые классы лекарственных препаратов — вакцины и сыворотки.

Теория иммунитета в крайне упрощённом виде такова:

В наших телах содержится огромное количество веществ, называемых антителами — они служат «первой линией обороны» против болезней. Каждому антителу соответствует антиген, вещество, к которому антитело имеет особенное сродство. Болезнетворный микроб, или его часть, представляет собой антиген для определённого антитела, и если такой микроб попадёт в организм, он встретит своё антитело и будет разрушен. Мы даже не узнаем, что выиграли очередную битву с инфекцией.

Если антитела к инфекции не существует (отсутствует иммунитет), например, человек не привит от кори, то организму нужно как можно быстрее выработать необходимые антитела и произвести их в достаточном количестве.

У человека из первого абзаца этой статьи, не заболевшего кишечной инфекцией, был иммунитет к ней. Жители города, пившие загрязнённую воду — тоже, он выработался при постоянном контакте с небольшими количествами возбудителя, содержание которого в воде нарастало постепенно.

Несколько столетий человечество было озадачено наличием двух видов иммунитета — врождённой сопротивляемости заболеваниям и приобретенным — возникающим после выздоровления. Кроме того загадкой оставалось, почему к одним заболеваниям, например, к оспе, возникает пожизненный иммунитет, а к другим, например, к холере — нет. Так или иначе, эти наблюдения породили некоторые формы профилактики. В Азии, например, на детей надевали рубашки больных, переболевших лёгкой формой оспы, или вносили в царапины выделения из оспин таких больных.

Вакцины и сыворотки

И вот, в один день 1880 года Луи Пастер случайно дал курам вместо свежего холерного бульона старый, приготовленный за несколько недель до эксперимента. Куры заболели, но не погибли, так как инфекция протекала легко, а выздоровели. После этого куры не заболели и после того, как им дали порцию свежего возбудителя куриной холеры. Они приобрели иммунитет к этой болезни.

Этот случай дал начало всем современным вакцинам. Пастер показал, что ослабленный возбудитель, не наносит вреда организму, в который его ввели, но позволяет начать вырабатывать специфические антитела — именно против этого вида микроорганизма. Такой иммунитет называют активным, поскольку организм сам производит защитные антитела.

Спустя несколько лет после этих открытий другие исследователи обнаружили, что кровь или сыворотка крови, перелитые от иммунизированных животных, даёт реципиентам иммунитет от того же заболевания, от которого был привит донор. Так появились серопрофилактика и серотерапия (от латинского serum — «сыворотка»). Иммунитет, полученный таким образом, называется пассивным, поскольку антитела, содержащиеся в лечебной сыворотке, вводятся в организм уже в готовом виде.

Отважные люди рисковали своими жизнями в течение десятков лет, позволяя испытывать на себе вакцины и сыворотки — всегда есть человек, на котором впервые был испытан подобный препарат. Например, Джек Киббе, рядовой армии США, вместе с несколькими другими военнослужащими частей, находившихся на Филиппинах, вызвался стать добровольцем для испытания лечения лихорадки денге. Им ввели вирус-возбудитель заболевания, после чего врачи наблюдали за ходом течения болезни. Результат — заболеваемость лихорадкой в американских подразделениях, находившихся в тропических странах, упала в четыре раза — с 80 случаев на тысячу до 20 на тысячу.

Взвод добровольцев Армии США отказался от дополнительной оплаты за участие в подобном эксперименте — солдаты заявили, что они и так находятся на войне, и предстоящее мероприятие вряд ли опаснее, чем находиться в окопах под обстрелом как их товарищи. Случившееся было одной из самых впечатляющих сцен той войны — старший офицер военно-медицинского корпуса встал и поднял руку к козырьку. «Джентльмены», — сказал он, «это делает вам честь!»

Вам будет приятно узнать, что все они выжили.

Немного позже два терапевта из Денвера — Рой Форбс и Берриман Грин показали, что несколько капель крови, взятой у ребёнка, больного корью, обеспечивают иммунитет его братьям и сёстрам. Кровь брали, когда температура падает и пациент подаёт все признаки выздоровления. Коревая сыворотка, приготовленная из такой крови вызывает слабое недомогание — модифицированную корь — но делает привитого человека иммунным к этому заболеванию.

Разработаны вакцины от сыпного тифа, оспы, бешенства, дифтерии, дизентерии, чумы, холеры, столбняка, краснухи и кори. Некоторые из них дают пожизненный иммунитет, другие требуют время от времени ревакцинации.

Естественный иммунитет

По мере того, как накапливались данные о работе иммунной системы, вставали всё новые вопросы. Например, наследуется ли иммунитет к инфекционным заболеваниям и восприимчивость к ним. Другими словами — если никто в семье не болел корью, можно ли считать, что ребёнок в безопасности?

«Нет, вы не можете унаследовать постоянный иммунитет против инфекционных болезней», — говорят врачи, «так же, как не получите от родителей уязвимость к ним». Дети заражаются корью или туберкулёзом только при близком контакте с заболевшими. Также они получают иммунитет.

Интересно, что у городских жителей иммунитет крепче, чем у более здоровых людей проживающих в селе. Объясняется это просто — более насыщенная микробами городская среда постоянно «тренирует» иммунитет горожанина, заставляя организм постоянно вырабатывать самые разнообразные антитела. Противодифтерийная сыворотка готовится из крови лошади, которой время от времени вводят всё более высокие дозы возбудителя, но животное постепенно нарабатывает иммунитет и остаётся невредимым. Постепенная иммунизация городского жителя во многом напоминает этот процесс.

Человек вдохнул несколько микробов, вызывающих пневмонию — недостаточно, чтобы заболеть, но его иммунная система активировалась и выработала необходимые антитела, ликвидировав потенциальную угрозу. Несколько недель спустя контакт с возбудителем в чуть большей дозе случается снова — и вырабатывается больше антител. Так постепенно крепнет иммунитет против распространённых инфекций.

Не подвергаясь постоянному действию микробов, витающих на улице, в транспорте и общественных местах, организм человека, живущего за городом не может выработать к ним антител. По тем же причинам, естественный иммунитет учеников дорогих частных школ, как выяснилось, слабее, чем у детей, учащихся в переполненных государственных учебных заведениях.

Конечно, по мере того, как человек становится старше, он постепенно приобретает иммунитет против многих инфекций не взирая на то, где он живёт. Но это не касается инфекционной пневмонии и гриппа.

Большинство из нас думает, что хорошее здоровье само по себе является достаточной защитой от инфекции. «Да у меня идеальное здоровье, я любую эпидемию переживу», слышим мы от сторонников ЗОЖ. Но это совершенно не соответствует истинному положению вещей. Например, у профессиональных спортсменов (вот уж у кого отличное здоровье) кишечные инфекции случаются чаще, чем у простого обывателя. Спортсмены разъезжают по всему миру, и шанс напиться воды или съесть блюдо с возбудителем, от которого у них нет антител, у них гораздо выше.

Антитела и антитоксины

Существуют антитела двух видов — одни атакуют непосредственно болезнетворные микроорганизмы, в то время как другие связывают токсины — яды, выделяемые этими микробами. Второй вид антител называется антитоксинами, а первый делится на три группы — одни антитела растворяют бактерии (лизины), другие склеивают и обездвиживают их (агглютинины), а третьи — поедают (опсонины).

Реакция Шика на наличие иммунного ответа к дифтерии — один из самых известных диагностических тестов. Для его проведения небольшое количество дифтерийного токсина вводится под кожу. Если появилось красное пятнышко воспаления — у вас нет иммунитета к дифтерии, кровь не содержит антител, способных обезвредить токсин. Если иммунитет к дифтерии есть — никакой реакции на введение токсина не последует, он будет немедленно нейтрализован антитоксином.

* * *

В любом случае, не нужно быть паникёром — контакта с инфекцией избежать невозможно. При спокойном дыхании только через ноздри в организм за час поступает от 1500 до 15 000 микробов. Всё, что нужно сделать — соблюдать правила гигиены, а в остальном — забыть о них, положившись на естественные защитные силы организма и сделанные вовремя прививки.