Очень странные блюда

Печёные личинки жуков, жареные муравьи, змеи, скунсы и обезьяны, даже земля — в некоторых местах считаются деликатесами.

На склонах горы Асама, японского вулкана, встречается земля, считающаяся съедобной. На глубине пятнадцати–двадцати сантиметров под слоем грунта находится глинистое минеральное вещество, по вкусу похожее на несладкий мармелад и, как считается, довольно питательное.

Человек может съесть почти что угодно. Большинству из нас было бы тяжело отказываться от своих привычных блюд, но у каждого народа свои привычки. Любые насекомые в той или иной точке земного шара идут в пищу.


Жители острова Ява тушат или жарят в масле обитающих под древесной корой личинок жуков. В некоторых странах сочные белые муравьи не вредители, а изысканное блюдо — африканцы и индейцы Бразилии едят их сырыми или обжаренными, а в Мексике популярным десертом были медовые муравьи, запасающие в своих брюшках сладкий нектар. В Таиланде из муравьиных яиц приготовляют пасту с привкусом сладкого миндаля.

В Азии пищевая промышленность использует огромные количества ламинарии (морской капусты), а всего съедобных видов водорослей — более 200.

Гусеницы тоже не избежали участи стать деликатесом — например, индейцы-паюты, жившие в Орегоне у восточных подножий Скалистых гор, с удовольствием ели личинок большой бабочки — пандоры.

Змеи были любимым блюдом индейцев юго-востока США, коренных жителей Австралии и Южной Америки. Даже скунсы идут в пищу, хотя в это бывает трудно поверить. Тем не менее, в некоторых частях Аргентины скунсов считали деликатесом не меньшим, чем хорошо откормленная пулярка.

Человеческая натура всегда протестует против незнакомой и странной пищи. Внедрение картофеля и помидоров встречало ожесточённое сопротивление в Европе, так же, как американцы не желали есть грейпфрут.

Во многих случаях — это лишь вопрос привычки и предрассудков. Человек, не знающий, что жаркое или рубленые котлеты, стоящие перед ним, сделаны из мяса мартышек, ест их и нахваливает.

Если не сказать заранее, обычный человек не отличит сурка и ондатру от кролика. Даже игуаны и большие саламандры, встречающиеся на мексиканских рынках и ценимые местными жителями не меньше телячьих котлет, сойдут за курицу.

Что касается растений, то из 16 000 их видов, наиболее часто встречающихся в Европе и в Америке лишь 3% являются ядовитыми, остальные (теоретически) съедобны. Кроме того, во многих случаях яды разрушаются при готовке, как например, в случае маниоки. Горькая и ядовитая в сыром виде из-за содержащейся в ней синильной кислоты, маниока становится съедобной после тщательного промывания в проточной воде и термической обработки.

Из хризантем готовят очень вкусные салаты в Японии, цветки белой акации идут на сладкую начинку для пончиков, а один из источников муки в Китае — корневища кувшинки.

«Я не буду есть земляных червей, они мне не нравятся», — может сказать современный китайский мальчик. Но его бабушки и дедушки ели. Большие партии обычных земляных червяков даже консервировались и продавались по всей стране. А из морепродуктов у китайцев большим спросом пользуются морские слизни — моллюски размером примерно с ладонь, имеющие второй название «морской огурец». Из морских огурцов получается очень питательный и полезный бульон, который даже давали выздоравливающим больным в австралийских больницах.

Если вы думаете, что не смогли бы съесть такие блюда — вы во власти предрассудка. Точно так же, как менее ста лет назад европейцы отказывались есть устриц, которых обожали американцы, а жители США воротили нос от мидий, которые ценились европейцами. Кто после этого мог бы обвинять в странных вкусах арабов, которые ели жареных сверчков?

Не только в Японии — и в других странах есть места, где люди ели землю, точнее, вулканический грунт, название которого дословно переводится цветистой восточной фразой как «ячменная земля горного бога». На острове Ява местные племена разводили этот глинистый грунт водой и выпекали на огне так же, как мы печём печенье. А в Испании женщины ели песочное печенье (буквально песочное, из песка), но не для того, чтобы наесться, а наоборот — чтобы заполнить желудок, притупить чувство голода и таким образом сохранить фигуру.

В Токио продают специальный сорт мармелада для гурманов — дикие пчёлы, сваренные в специальном сиропе.

Кто знает, возможно, из-за разрушения предрассудков, глобализации, роста населения и смешения культур завтрак жареной саранчой скоро будет для европейца не экзотикой, а чем-то совершенно обычным, а в пищу будут идти почти любые неядовитые насекомые, растения и животные.