Очки нужны всем?

Количество людей, чьим глазам требуются очки, увеличивается ежедневно. Ношение очков показано трети учеников старшей школы и 50–60% работающих людей.

Окулисты настаивают, что нужно начинать немедленно корректировать даже слегка ухудшившееся зрение, а совершенных глаз практически не существует.

Постоянное напряжение глаз при плохом освещении, постоянное чтение, рассматривание изображений и мелкого шрифта на экранах компьютеров и телефонов — реальности современного мира, ведущие к постепенной «посадке» зрения.

Глаз — неидеален

Но не нужно думать, что наши глаза чем-то хуже глаз наших прадедов. Человеческий глаз неидеален изначально. Герман Гельмгольц, немецкий физик, говорил, что если бы мастер прислал ему оптический прибор, столь же несовершенный, как человеческий глаз, он немедленно отослал бы этот прибор обратно.

Но на это «несовершенство» глаза можно взглянуть и с другой стороны — наши органы зрения так же несовершенны, как несовершенен любой универсальный инструмент по сравнению со специализированным. Если микроскоп и телескоп предназначены для работы в одной узкой области, то глазу нужно быть гибким, совмещая в себе функции нескольких приборов.

Глаз служит и камерой с фокусным расстоянием от бесконечности до 70–100 мм, имеет уровни чувствительности без пере- или недоэкспонирования. Глаза служат и фотометром, и колориметром, и стереоскопом и дальномеров — всё соединено в одном устройстве.

И все эти отдельные приборы имеют только одну маленькую, подвижную линзу менее одного сантиметра в диаметре. Глаз — своеобразный «мастер на все руки» — универсал, выполняющий самые различные виды работ, пусть и не так качественно, как специалист-профессионал. Глаза в их нынешнем виде служили человеку миллионы лет, и массовое ухудшение зрения среди населения, возможно, вызвано тем, что мы просто начали требовать от них слишком многого.

Предполагается, что проблема в том, что мы заставляем глаза не просто точно фокусироваться, но и удерживать этот фокус слишком долго. Вдобавок к привычной работе получения общих изображений, различения цветов, оценки расстояний и измерения интенсивности света, мы постоянно пытаемся заставить глаз выполнять работу микроскопа. Это то же самое, что пытаться совместить в одном человеке хорошего повара, который бы умел шить одежду, настраивать рояль, а между делом занимался бы починкой электронных приборов.

Девять к одному — у вас плохое зрение

Если вам никогда не приходилось вечером откладывать книгу на самом интересном месте из-за того, что устали глаза — вы один из немногих счастливчиков. Тем не менее, вероятность того, что у вас далеко не самое хорошее зрение, по крайней мере, девять к одному. ... Читать далее

Глаза трудно сфокусировать

Когда фотограф наводит камеру на фокус, линзы объектива сдвигаются, в зависимости от расстояния до объекта съёмки так, что на пластинке или матрице аппарата оказывается наиболее чёткое изображение. Для того, чтобы сделать это, требуются отшлифованные с высокой точностью стёкла и прецизионная система их перемещения, совмещённые в жёсткую систему так, чтоб оптические оси линз совпадали в любом их положении.

В случае с глазом всё обстоит намного сложнее, потому что наш орган зрения – мягкий мешок, состоящий из гибких плёнок разделённых камерами с жидкостью. В нём нет ничего жёсткого. Даже хрусталик глаза эластичен и постоянно меняет свою форму. Попробовал бы фотограф сделать линзу из желатина, подвесить её на резинках и с помощью такого «объектива» сделать качественную фотографию.

Пока человеку не приходилось наблюдать за объектами меньшими, чем животные, на которых люди охотились, и куски окорока, зажариваемые ими на костре, плохая фокусировка глаза не имела особого значения.

Но времена изменились. Нам постонно приходиться иметь дело с мелкими предметами, а шрифт, который мы читаем на бумаге или на экране компьютеров и телефонов — всегда меньше того, который был бы комфортен нашим глазам. Нам приходиться «фотографировать мыльницей» там, где нужен был бы дорогой профессиональный аппарат.

В противоположность общепринятому мнению, хрусталик — не главная часть системы глаза, собирающей свет. Если бы фокусирующая система состояла из одного лишь хрусталика, то наши глазные яблоки должны были быть в три раза длиннее и выступали бы из глазниц, словно у раков. В действительности, примерно две трети работы по формированию изображения на сетчатке приходится на переднюю часть глаза, ту её прозрачную часть, которая называется роговицей. Роговица изогнута, словно выпуклая линза и действует так же.

Это объясняет, почему человек так плохо видит под водой. Если с роговицей контактирует не воздух, а вода, из-за разницы в коэффициенте преломления этих сред, роговица не может выполнять свою функцию линзы. Поэтому если открыть глаза под водой, все предметы будут размытыми и искаженными, словно мы смотрим через неправильно подобранные очки. Когда глаз находится в воздухе, функция хрусталика — помогать выпуклой поверхности роговицы, изменяя фокусное расстояние глаза так, чтобы можно было рассматривать объекты на различных расстояниях.

Изменение фокусного расстояния глаза происходит под действием цилиарных мышц (ресничных мышц, musculus ciliaris), окружающих хрусталик. Они либо растягивают его, как пожарные растягивают спасательную сетку, увеличивая его фокусное расстояние, либо расслабляются — при этом фокус укорачивается.

Способность хрусталиков глаз делать это быстро и точно (медицинский термин для этого — аккомодация) — один из самых верных признаков молодости, не в смысле числа прожитых лет, а «физиологического возраста» организма. Кожу лица можно подтянуть, морщины разгладить ботоксом, но ничто не скроет возрастного ухудшения способности глаз к точной фокусировке.

Хрусталики у детей и подростков — очень мягкие и эластичные, поэтому ресничные мышцы легко справляются со своей работой. Когда они расслабляются, хрусталик мгновенно утолщается, возвращаясь к своей исходной форме. С возрастом хрусталик постепенно твердеет и хуже меняет свою форму. Поэтому у пожилых людей развивается дальнозоркость.

Ухудшение зрения во многом связано с тем, что современному человеку приходится постоянно фокусировать зрение на мелких деталях то вдалеке, то вблизи.

Многие матери не знают, что практически все маленькие дети — дальнозоркие, но по другой причине, чем пожилые люди.

У новорожденного ребёнка глазные яблоки слишком короткие для уже сформировавшейся оптической системы глаза, фокусная точка которой лежит за сетчаткой. Поэтому грудные дети не видят чётких очертаний предметов на расстоянии ближе метра.

Расстройство зрения, наиболее часто встречающееся у молодёжи и людей среднего возраста — астигматизм, один из видов аберраций глаза, который можно представить как сочетание близорукости и дальнозоркости одновременно. Астигматизм возникает из-за неправильной формы роговицы или хрусталика.

Для проверки на астигматизм используется тестовая таблица с чёрными линиями, нарисованными под разными углами, как спицы колеса. Неправильная форма роговицы или хрусталика позволяет чётко видеть только часть линий, лежащих близко к одному меридиану. Остальные линии размываются и выглядят серыми.

Усталость глаз

Возможно, это размытие, которое всегда случается, когда какой-то рассматриваемый предмет находится немного не в фокусе, в большинстве случаев не вредит глазам, но только не тогда, когда мы делаем мелкую и точную работу. Крошечные нервы и мышцы постоянно меняют форму хрусталика в безуспешных попытках сформировать чёткое изображение, а постоянная концентрация на тонких деталях заставляет мышцы находиться в постоянном напряжении. Это очень простая задача для металлических частей и стёкол микроскопа, но чрезвычайно утомительная для подвижных волокон мускулатуры глаза.

Это напряжение, вызванное необходимостью держать постоянный фокус на близко расположенных предметах — главная причина усталости глаз. Поэтому для того, чтобы глаза отдохнули, нужно время от времени отрываться от работы и смотреть в окно или на какой-то далёкий предмет — фокус будет установлен на «бесконечность» и мышцы глаза, которым не нужно будет растягивать зрачок, расслабятся.