Щёлочь

В современной химии «щёлочь» — общий термин, который употребляется для обозначения веществ, нейтрализующих кислоты, а в более узком — применяется к хорошо растворимым гидроксидам калия, натрия и трёх более редких «щелочных металлов» — цезия, рубидия и лития, а также к водному раствору аммиака.

В меньшей степени щелочные свойства присущи хуже растворимым гидроксидам «щелочноземельных элементов» — кальция, бария и стронция, а также таллия.

Щёлочи отличаются от кислот своим действием на лакмус, куркуму, фенолфталеин, метилоранж и другие индикаторы.

ОТРАВЛЕНИЕ ЩЁЛОЧЬЮ

Щёлочь, как антагонист кислоты, в организме действует анионами (гидроксильными ионами), вызывая некроз тканей, разжижая белки (колликвация) с образованием щелочных альбуминатов.

Сильные щёлочи растворяют даже кожу, волосы, ногти и кости.

Отравления обычно вызывают гидроксид натрия (NaOH) либо гидроксид калия (КОН), представляющие собой твёрдую белую массу в виде кусков, которая легко растворяется в воде — на воздухе они расплываются, поглощая воду и углекислоту с образованием углекислой соли и сильно при этом нагреваясь (растворение щёлочи — экзотермическая реакция).

Клиническая картина отравления: сильная боль по ходу пищевода и в желудке, тошнота, рвота бурыми массами, слюнотечение, коллапс, шок. Перфорация желудка происходит реже, чем при отравлении кислотами, но стенка желудка очень чувствительна к механическим воздействиям.

Смертельная доза едкой щёлочи составляет 10–15 г.

На вскрытии наблюдается: сероватое набухание слизистой оболочки рта, глотки, пищевода. Желудок размягчён, его слизистая оболочка набухшая, мягкая, черновато-бурого или зеленовато-бурого цвета. Под микроскопом обнаруживается сужение сосудов стенки желудка, отторжение и расплавление эпителия, чётко выражен отёк всех слоёв стенки желудка. Достоверно поставить диагноз отравления щёлочью можно только на основании судебно-химического исследования.

Латинское название щелочей — alkali, происходит от арабского al-qili — «зола растений». Из золы водорослей путём промывки и фильтрации получали карбонат натрия, а из золы наземных растений — карбонат калия. Метод превращения этих «мягких» щелочей в «едкие» обработкой их известью практиковался ещё во времена Плиния, в ходе производства мыла. Уже тогда было известно, что зола водных растений даёт твёрдое мыло, а зола наземных — мягкое.

Эти два вещества обычно именовались «фиксированными щелочами» (а карбонат аммония — «летучей щелочью»), пока Дюамель дю Монсо в 1736 году не установил, что поваренная соль и зола водорослей содержит то же основание, что и сода в природных отложениях «минеральная щёлочь»), и это вещество отличается от «растительной щёлочи», получаемой сжиганием наземных растений или древесины — поташа (карбоната калия).

Позже Мартин Клапрот, обнаружив «растительную щёлочь» в некоторых минералах, таких как лейцит, предложил именовать её поташом, а минеральной щёлочи в то же время дал название natron, которое перешло в название элемента натрия (natrium), став его символом, Na. Слово alkali осталось в названии калия (kalium), откуда возник его химический символ, K.