Случайные открытия в медицине

«1% вдохновения и 99% потения» — такие слова использовал Томас Эдисон для того, чтобы описать работу успешного изобретателя.

Жаль, что он не отвёл несколько процентов для удачи, поскольку удача зачастую является немым партнёром учёного в великих открытиях — особенно в медицине.

Вильям Холстед и изобретение резиновых перчаток

Как ни странно, но резиновые перчатки, которые носят хирурги и другой персонал операционной, появились на их руках вовсе не из-за желания медиков обеспечить стерильность. На самом деле, причиной их изобретения в конце XIX века стала экзема на руках медсестры.

Медицинская сестра, работавшая в больнице Джона Гопкинса, в Мэрилэнде (США), пожаловалась доктору Вильяму Холстеду, что сильный антисептик раздражает кожу на её руках, вызывая экзему.

Вместо того, чтобы посоветовать сотруднице сменить работу, как сделал другой врач, Холстед сделал гипсовые слепки с её рук и отослал их в компанию по производству резиновых изделий, попросив изготовить по этим слепкам несколько пар как можно более тонких резиновых перчаток. На эти слепки осадили латекс из эмульсии получив прототип тех самых, хорошо всем известных, хирургических перчаток.

Спустя несколько недель раздражение рук у медсестры прошло, а Холстед, впечатлённый эластичностью перчаток, заказал несколько пар и для себя. Прошло совсем немного времени, чтобы идею подхватили другие американские врачи, а вскоре стерильные латексные перчатки стали использоваться в операционных по всему миру.

Александр Флеминг и открытие пенициллина

Пенициллин, первое в мире «чудо-лекарство», практически игнорировался медиками и производителями лекарств в течение почти десяти лет. И только в 1938 году, спустя десятилетие после открытия Александра Флеминга было признано, что им был совершён гигантский прорыв в медицине.

Флеминг проводил свои исследования в подвальной лаборатории лондонской больницы Святой Марии. Лаборатория плохо вентилировалась, и для проветривания приходилось открывать окно, находившееся практически на уровне земли. Флеминг работал с патогенными стафилококками, но эксперимент провалился. По крайней мере, так подумал Флеминг, когда увидел, что чашки Петри с культурами стафилококков поросли плесенью, споры которой попали на питательные среды с потоком воздуха из подвального окна.

Собираясь выкинуть все материалы неудавшегося эксперимента, он обратил внимание на интересные изменения в некоторых чашках Петри. Колонии стафилококков в чашках, на которых вырос определённый вид плесени, практически исчезли, будто растворились вокруг заплесневелых участков. Выяснилось, что этот случайно открытый Флемингом гриб — Penicillium notatum, может убивать болезнетворные бактерии различных видов. Если бы учёный работал в стерильной лаборатории, кто знает, сколько ещё времени прошло бы до открытия антибиотиков.

Луи Пастер и вакцинация

Случайные открытия в медицине

Одна небольшая ошибка может разрушить эксперимент, который длился много месяцев. С другой стороны, одна ошибка сделанная Луи Пастером привела его к открытию принципа вакцинации.

В 1880 году Пастер изучал куриную холеру, открыв возбудителя — маленькую палочку в виде восьмёрки, с двумя просветами на концах, и разработав специальную методику выращивания её на курином бульоне. Несколько капель инфицированного бульона, подмешанного в корм для птиц, неизбежно вызывали заболевание и быструю смерть кур. Для того, чтобы всё время иметь живую культуру возбудителя, Пастер ежедневно пересевал культуру на свежесваренный бульон.

Однажды, когда Пастеру пришлось более чем на месяц оставить Париж, одна из бутылок со свежезасеянным бульоном случайно осталась в термостате, и когда обнаруживший её спустя несколько недель учёный из интереса добавил этот перестоявший бульон к корму для кур. Птицы заболели, но быстро выздоровели.

Решив, что культура от долгого стояния испортилась, Пастер дал курам корм с большой порцией свежего бульона с возбудителем куриной холеры. Это должно было убить их, но куры остались здоровы.

Начав проводить контролируемые исследования, Пастер получил те же результаты. Мёртвые холерные бактерии защищали кур от живого и обычно смертельного возбудителя. Таким образом из случайно позабытой бутылки с куриным бульоном появилась одна из основ современной профилактической медицины — вакцины.

Конечно, здесь помог случай, но, как говорил сам Пастер: «Случай является на помощь тому, кто неустанно его ищет».

Уолтер Хант и изобретение безопасной булавки

Трудно представить, как весь мир обходился без безопасной булавки так долго — пока её по чистой случайности не изобрёл в 1849 году американец Уолтер Хант. В то время Хант, изобретатель на грани разорения, отчаянно нуждался в деньгах, чтобы выплатить долг. В попытках подыскать идею, достойную патента, он крутил в руках кусочек проволоки, придавая ей различные формы. И внезапно нашёл. Проволока была согнута таким образом, что представляла собой булавку — в той форме, какой мы знаем её сейчас.

У Ханта ушло всего несколько часов на то, чтобы изготовить прототип предмета, которым время от времени пользуется каждый человек в мире. Затем, чтобы выплатить долги, он продал права на изобретение за 400 долларов.

Вильям Перкин и открытие анилиновых красителей

Вильям Перкин — английский учёный, который в 1856 году приступил к работе, которая должна была произвести революцию в медицине. У него получилось — правда это было совсем не то, к чему он стремился изначально.

Оригинальной целью экспериментов Перкина было получение синтетического хинина из анилиновых производных каменноугольной смолы. Но, отмывая пробирки от осадка с помощью спирта, он обратил внимание на то, что жидкость в них становится интенсивного фиолетового цвета. Так Перкин случайно открыл первый в мире массовый искусственный краситель — мовеин, или анилиновый пурпурный. С тех пор синтетические красители стали неотъемлемой частью модной индустрии.

И в то же время Перкин произвёл переворот в медицине. Обнаружилось, что анилиновые красители избирательно окрашивают различные бактерии и их органеллы, что позволяло различать различные виды микроорганизмов под микроскопом. Диагностика инфекционных заболеваний сделала огромный шаг вперёд.

Лесли Гэй и лечение морской болезни

Вам может показаться, что открытие доктора Лесли Гэя не так монументально, по сравнению с описанными выше — но только если вы не страдаете от укачивания, воздушной или морской болезни. В 1948 году доктор Гэй, американский аллерголог, прописал своей пациентке перспективное лекарство от аллергии — дименгидринат. Как оказалось, на аллергические проявления новое лекарство влияет мало, зато пациентка радостно сообщила доктору Гэю, что её перестало укачивать в транспорте.

После того, как были проведены клинические испытания на добровольцах, чувствительных к укачиванию, новые препараты на основе дименгидрината (например, Дедалон), позволили окончательно побороть морскую болезнь.

* * *

И хотя удача, безусловно, должна сопровождать каждого учёного, ему не обойтись без любопытства, наблюдательности, эрудированности и желания идти в своих исследованиях до конца. Без этих черт учёный, как бы удачлив он ни был, не сможет превратить случайное событие в большое открытие.