Брачные игры земных обитателей

Когда молодой человек дарит свой избраннице цветы и конфеты, он поступает очень «по-человечески». Или нет? Ведь мы легко можем найти примеры того, что животные, птицы и даже насекомые, так же ухаживают за самками и оказывают им почти те же знаки внимания.

Самцы самых разных видов — от простейших до высших — танцуют, поют и дарят подарки, чтобы понравиться представительницам противоположного пола. Молодой человек «конфетно-букетного периода» не уникален — он ещё один самец с трюками обольщения, которые были известны членистоногим 300 миллионов лет назад.

Удивительно, как брачные игры животных напоминают подобное поведение у людей. Некоторые насекомые используют цветы и фруктовые запахи, чтобы казаться более привлекательными, а птицы и даже рептилии поют любовные песни. Танец — тоже хорошо известный в мире животных приём, которым самец обращает на себя внимание самки.

Пауки

Возьмём, к примеру, два разных вида пауков. Первый — охотники — подстерегает свою жертву и набрасывается на неё из засады, а второй — плетёт сети и ждёт, пока добыча угодит в ловушку. Их приёмы ухаживания совершенно различны, потому что пауки, плетущие сети, очень плохо видят и полагаются в основном на осязание.

Самец паука-охотника выполняет сложные танцевальные па перед своей возлюбленной бегает вокруг неё, пока она пристально наблюдает за ним, решая, жених это, или обед. Обычно, чтобы добиться благосклонности паучихи, кавалеру приходится нарезать вокруг избранницы больше сотни кругов. Самцы таких «вальсирующих пауков» украшены симметрично расположенными разноцветными пятнами.

А вот паукам, плетущим сети, из-за плохого зрения пришлось изобрести другие способы выражения чувств. Самцам этих видов приходится приходить в сети паучих так же, как Ромео являлся под балкон Джульетты. Но играть на другом инструменте — трогая лапками нити паутины так, чтобы колебания отличались от тех, которые создаются запутавшимися в ней мухами. Это уведомление о визите совершенно необходимо — иначе хозяйка может сгоряча и не разобравшись сожрать гостя, явившегося без приглашения. Хотя у многих видов пауков после спаривания его всё равно слопают по причине бесполезности в хозяйстве (см. «Чёрная вдова»).

У пауков-охотников есть и другой ритуал ухаживания: самцы соблазняют самок, преподнося им подарок — пойманную ими и завёрнутую в шёлк муху. Такой же инстинкт дарения подарков можно увидеть у плотоядных мух — толкунчиков (Empididae). Самцы этих мух дарят самкам цветочный букет — сначала надувают «воздушный шарик» из выделяемой ими вязкой жидкости, цепляют шарик на лапку и прикрепляют к нему лепесток цветка или маленький листик. И дарят своей избраннице. Хотя иногда презент более практичен — лакомство в виде изловленного специально по такому случаю насекомого.

Бабочки

Бабочки легко затмят любые другие создания природы по набору красок и фанатстических узоров своей расцветки, но, как ни странно, они не пользуются своим внешним видом для соблазнения противоположного пола. Вместо этого они используют парфюмерию.

Пыльца с крыльев бабочек-белянок имеет отчётливый запах лимона или бальзамина, другие бабочки пахнут розами, а огромные бразильские бабочки обладают даже более изысканными и более выраженными запахами.

Сверчки и кузнечики

Самец человека, безусловно, единственное существо среди прочих видов животных, которое пытается соблазнять самок песнями под три аккорда, но у насекомых нет лёгких, и они не могут петь. Вместо этого сверчкам и кузнечикам приходится извлекать громкие монотонные звуки, потирая лапками по крыльям.

Лягушки

Каждый, кому летом пришлось пожить за городом, слышал, как вечерами начинают квакать лягушки. «К дождю», — думаете вы. Но дождь не при чём — это любовные песни.

Выглядит это так: самец лягушки сидит на берегу пруда и при приближении самки начинает квакать — чем громче, тем лучше. Как только кваканье прекращается, самка теряет всякий интерес к исполнителю и перемещается к другому, который надрывается по соседству. И что остаётся брошенному ветреной женщиной певцу? Квакать ещё громче! Кто кого переорёт, того и барышня.

Крокодилы

«Крокодиловы слёзы» служат синонимом лицемерия — какого сочувствия, казалось бы, можно ждать от хладнокровной машины для убийства. Но натуралисты утверждают, что когда дело касается знаков внимания противоположному полу, эти рептилии возбуждаются так, что могут дать фору самым горячим кавалерам других видов.

Стремясь показать себя во всей красе перед объектом воздыхания, крокодил высоко задирает голову, поднимает хвост, крутится на мелководье, взбивая клубы пены и издаёт громкие рычаще-квакающие звуки низким голосом. И, будто всего этого недостаточно, испускает сильный мускусный запах.

Птицы

Но за самыми экстравагантными примерами брачных игр и ухаживаний придётся обратиться к птицам.

Например, шалашники — тропические птицы, наделённые своеобразным вкусом и чувством прекрасного, для того, чтобы привлечь даму сердца, с началом сезона спаривания начинают возводить красочные беседки или туннели.

Сначала шалашник расчищает площадку и выстилает её веточками или мхом, а затем раскладывает на этом ковре красивые и привлекательные, с его точки зрения, предметы — яркие цветы, ягоды, перья и блестящие ракушки. Иногда в поисках украшений приходится проделать неблизкий путь. Некоторые шалашники устраивают подстилку для своей выставки из больших листьев, которые укладывают всегда серебристой изнанкой кверху. Если ветер переворачивает листья — птичка приводит их в порядок, если вянут — меняет на свежие.

Над своими сокровищами шалашник строит беседку или туннель из тщательно отобранных веточек, ярко украшая и её — обычно плодами и цветками. Причём беседка — не гнездо, она строится только для соблазнения потенциальной партнёрши.

Впрочем, активная борьба за «вторую половинку» — не обязательно удел самцов. Европейские славки буквально дерутся за самца, который, устроившись на ветке, поёт, предупреждая конкурентов о том, что это его территория и приманивая самку. Когда она прилетает — образуется пара на сезон. Если прилетают две самки — между ними начинается драка, за которой самец наблюдает с большим интересом, но никогда не вмешивается, ожидая её исхода.

* * *

Было бы интересно представить, как выглядят человеческие ухаживания для внешнего независимого наблюдателя. А потом хорошенько подумать — нужно ли показывать пальцем на животных и говорить «почти как мы»? Человека нужно, в этом смысле, поместить среди других видов — его брачные игры ничем не отличаются от действий других животных.

Инстинкт продолжения рода — один из самых мощных и древних мотивов поведения, поэтому нет большой разницы между действиями человека, насекомого и всех промежуточных звеньев между ними, когда дело доходит до любви.