Аборт и Закон

Аборт (от латинского aboriri — «не рождаться») — в акушерстве, преждевременное отделение и выведение содержимого беременной матки.

В принятой терминологии преждевременные роды называются «невынашиванием беременности» (после 28 недель), до этого срока — «самопроизвольным абортом» (выкидышем), тогда как «искусственный аборт» является намеренно вызванным актом, как произведенным по медицинским показаниям акушером, так и по воле беременной матери без жизненных показаний к этой процедуре.

Причины аборта

Аборт может быть вызван множеством различных причин, как местного, так и общего характера. Дефекты строения таза, случайные травмы, заболевания и смещения, к которым чувствительна матка, с одной стороны; и, с другой, различные патологии плодного яйца и плаценты, приводящие к смерти плода, служат прямыми общими причинами аборта, оказывая непосредственное влияние на течение беременности.

Случаи хронического невынашивания регистрируются у женщин постоянно, поэтому прежний аборт в анамнезе следует всегда принимать во внимание, чтобы постараться исключить причины, приведшие к потере плода в прошлый раз.

Начало самопроизвольного аборта напоминает предродовые схватки, за исключением того, что в первом случае одним из ведущих симптомов может быть кровотечение. Меры, которые следует немедленно предпринять, чтобы попытаться сохранить беременность — покой, назначение вяжущих средств, или, если аборт в процессе — его нужно постараться ускорить, чтобы завершить опорожнение матки и облегчить состояние женщины.

Закон и аборты в Античности

Среди примитивных диких племён до недавнего времени практиковался инфатицид (детоубийство), как простейший способ избавления от нежелательного потомства. Инфантицид практиковался среди американских индейцев, а также в Китае, Камбодже и Индии, несмотря на то, что в Азии аборты и детоубийство противоречили и закону, и религии.

Насколько аборты преследовались законом у цивилизованных народов времён Античности — вопрос спорный. Те, кто отстаивает мнение, что аборты проходили безнаказанными, опираются на отдельные места классических авторов, которые, горько сетуя на частоту этой «гнусности», не приводят законов, запрещавших изгнание плода у беременных.

Например, в «Диалогах» Платона («Теэтет», ~ 369 год до н. э.), Сократ говорит об искусственном аборте как о практике, не только общей, но и дозволенной; и сам Платон подтверждает это в «Государстве» (тетралогия V).

Аристотель в трактате «Политика» (~ 330 год до н. э., книга V, с. 17) высказывает мнение, что ни одно дитя не должно страдать из-за того, что приведено в этот мир матерью в возрасте старше сорока лет или отцом, которому более сорока пяти.

Лисий (II век до н. э.) в одной из своих речей, цитируемой Гарпократионом, утверждает, что принудительный аборт нельзя считать убийством, поскольку у ребёнка in utero нет собственной жизни и он не ведёт отдельного существования.

Среди римлян Овидий («Любовные элегии», книга II), Ювенал («Сатиры», VI, 594) и Сенека («Утешение к Гельвии», 16) указывают на многочисленность абортов, но хранят молчание относительно законов, которые бы наказывали такие деяния.

С другой стороны, есть и противоречия — такие авторитеты как Гален и Цицерон (речь в защиту Клюенция), подтверждают, что проведение аборта было преступлением и в некоторых случаях виновные даже карались смертью; авторство Лисия — весьма сомнительно, а абстрактные рассуждения Платона и Аристотеля не нужно смешивать с фактическим состоянием законодательства.

Более того, в «Антологии» Иоанна Стобея сохранился отрывок из Мусония (I век н. э.), где философ однозначно указывает на то, что старые законодатели накладывали наказание на женщин, сделавших аборт.

После распространения среди римлян христианства, умерщвление плода в утробе матери стало приравниваться к убийству взрослого человека. У варваров, пришедших на место империи, аборт также считался преступлением и карался смертью.

Суровые наказания оставались в силе в течение всего Средневековья. С постепенным смягчением варварских наказаний, обычных в Тёмные века, менялось и отношение к аборту, как к убийству человека, но ещё не рождённого, но точный момент этого перехода указать нельзя.

Аборт в английском законодательстве

В Англии к умерщвлению нерождённого плода относились, скорее, как к тяжкому церковному нарушению. Сэр Мэтью Гэйл (1609-1676) пишет, что в том случае, если «женщина, зачавшая ребёнка или на сносях, прибегла к аборту, или если плод в ней умерщвлён, по английскому закону это не является убийством или причинением смерти, поскольку плод ещё не был in rerum natura». Тем не менее, судебная практика общего права всё таки трактовала любую попытку уничтожить нерождённого ребёнка как наказуемый проступок.

Сотней лет позже судья Уильям Блэкстоун (1723-1780) указывает, что «если женщина с ребёнком в утробе с помощью яда или иным способом пыталась убить его, или если её кто-либо избил, что привело к гибели ребёнка в её теле, и она родила мёртвое дитя, это, хотя и согласно древнему закону и не предумышленное убийство, но лишение жизни или причинение смерти».

Впрочем, какими бы ни были положения общего права до того, в законе 1803 года было установлено, что покушение на аборт у женщины не бывшей беременной (или не доказано беременной), является преступлением, которое карается штрафом, заключением, поркой или высылкой за моря на любой срок, не превышающий четырнадцати лет. В случае, если было доказано, что женщина была беременна, попытка аборта каралась смертью. Положения этого закона были возобновлены и в 1828 году.

С 1861 года английский закон в этой части стал регулироваться Актом о преступлениях против личности. Попытка вызвать невынашивание плода путём принятия яда или иным пагубным средством, или применением инструмента, является преступным деянием, вне зависимости от того, была женщина фактически беременна или нет. Не делалось различия и в том, остался ли плод жив или мёртв — законодательно было запрещено предпринимать какие-либо действия, которые могли бы нести риск здоровью матери. Если женщина сама принимала ядовитое или иное вредоносное вещество, или применяла инструмент для того, чтобы прервать беременность, она признавалась виновной в уголовном проступке. Наказанием служило наложение повинностей вплоть до пожизненных (но не менее, чем на три года) или тюремное заключение сроком не более двух лет. Если ребёнок рождался живым, но вследствие недоношенности или предпринятых для аборта действий затем погибал, такой аборт считался убийством, с наказанием за него в общем порядке, предусмотренным уголовным законодательством.