Врачи ищут лечение

Затем всё изменилось. Пернициозную анемию, ранее, безусловно, смертельное заболевание, научились лечить, как только учёные сумели найти ответ на правильно поставленный вопрос: «Что может стимулировать выработку красных клеток крови?»

Двое врачей — доктор Джордж Уиппл и доктор Джордж Майнот пришли к одному и тому же решению, хотя двигались совершенно разными путями, Уиппл вёл экспериментальную работу в лаборатории, а Майнот, практикующий терапевт — клиническую.

Джордж Майнот начал поиск путей борьбы с анемией ещё в 1913 году, когда он, двадцатисемилетний выпускник Гарварда, поступил в интернатуру Массачусетского госпиталя общей практики в Бостоне. Но только спустя 11 лет, в 1924 году ему удалось окончательно разработать метод лечения малокровия с помощью препаратов печени.

Джордж Уиппл, будучи профессором экспериментальной медицины в Калифорнийском университете, до публикации результатов своих экспериментов вёл их в течение 13 лет — до 1922 года, а работы доктора Майнота стали известны ещё позже — только в 1926 году.

Первый шаг, который предпринял доктор Уиппл, чтобы обеспечить свои эксперименты — вырастил большое количество собак в виварии университетской лаборатории. В крови собак содержится то же количество эритроцитов, что и у человека — 5–6 млн красных телец в кубическом миллиметре крови. Путём кровопускания у собак вызывали тяжёлую анемию и поддерживали это состояние. Некоторые из животных оставались «анемийными пациентами» в течение шести лет.

В этом состоянии собаки остро реагировали изменениями в составе крови на изменения в составе скармливаемой им пищи, предоставляя возможность выяснить, стимулирует ли кроветворение какой-либо продукт, и если да, то какой именно. В течение нескольких лет пришлось перепробовать множество самых разных рационов и добавок.

В результате доктор Уиппл установил, что быстрее и сильнее всего стимулирует производство эритроцитов печень. Но это должна быть печень млекопитающих или птиц, тесты показали, что печень рыбы почти не оказывает влияние на синтез гемоглобина.

Вторым пунктом в списке идут почки, сила влияния которых на кроветворение составляет три четверти от аналогичного свойства печени. Тимус (зобная железа) эффективен вполовину от почек, а стейки — вполовину от зобной железы, что составляет одну пятую от стимулирующего эффекта печени.

Хлеб, крупы, молоко и сыр весьма малоэффективны в борьбе с анемией. С другой стороны некоторые фрукты, такие как абрикосы, персики и сливы оказывают на удивление заметный эффект на состояние красной крови — до половины от того эффекта, который оказывает печень.

Но Уиппл не испытывал свои методы на людях, и никогда не заявлял, что они будут эффективны при пернициозной анемии. Его подопытные собаки имели вторичную анемию, вызванную кровопусканием. Искусственную пернициозную анемию вызвать не удавалось, поскольку её причины не были известны.

Хотя вторичная анемия и была опасным состоянием, но редко — фатальным. Но пернициозная анемия почти всегда означала смерть пациента. Больной погибал спустя два-три года после появления её первых симптомов.

Практик-клиницист Джордж Майнот в течение многих лет вёл изучение крови больных пернициозной анемией, тщательно исследуя все случаи среди своих пациентов, в том числе — картины их крови.

В то время общепринятой теорией относительно причин пернициозной анемии было предположение, что она возникает при разрушении эритроцитов некими токсинами. Доктор Майнот разделял другую точку зрения, идею известного патолога Джеймса Райта, что пернициозная анемия возникает из-за заболевания красного костного мозга, в результате которого клетки крови, образующиеся в нём, не могут нормально расти.

В попытках найти лечение Майнот перепробовал множество различных методик, включая операции по удалению селезёнки и переливания крови. В течение трёх лет, 1914–1917 гг., Майнот вместе с хирургом Роджером Ли провели спленэктомию у девятнадцати пациентов, а 47 других больных прошли курс гемотрансфузии. Во всех случаях сначала состояние человека улучшалось – наступала ремиссия, а затем ухудшалось вновь. Смены стиханий и обострений болезни могли происходить два или три раза, но финал был одним и тем же — больной умирал.

Поворотный момент наступил в 1921 году, когда серьёзно заболел сам Джордж Майнот — у него обнаружили сахарный диабет. Это случилось до открытия инсулина и он знал, что его единственный шанс выжить — строгая диета. Поручив своё лечение виднейшему специалисту по лечению диабета, он, понимая важность соблюдения врачебных предписаний, стал соблюдать их с точностью до буквы.

После открытия инсулина в 1922 году жизнь доктора Майнота оказалась вне опасности. Вернувшись к работе с удвоенной энергией, и помня свой опыт с диабетом, он решил попробовать применить диету в лечении больных с пернициозной анемией.

Для начала все больные были опрошены относительно их пищевых привычек, и оказалось, что только 30% из них питались нормально. Большинство из пациентов с анемией избегали мяса и животных продуктов почти всю свою жизнь. Другими словами, им не хватало белков и других веществ, содержащихся в мясной пище.

Примерно в то же время вышла книга доктора Макколлума, эксперта в области витаминологии, озаглавленная «Новейшие знания о питании», в которой в первый раз было указано, что печень богата белками и витаминами, способствующими росту молодых организмов. Кроме того, Майнот узнал, что работники зоопарков, которые пытались вырастить львят на нежирном мясе, всегда их теряли — у котят развивался рахит и они гибли. Но если в корм львят добавляли печень, костный мозг и жир, они вырастали сильными и здоровыми.

Часть I. Пернициозная анемия: Поиск леченияЧасть III. Лечение найдено