Псориаз

Псориаз — от греческого psora, т. е. «чешуйки», это, согласно определению медицинских справочников: «хроническое воспалительное клеточно-опосредованное заболевание, поражающее кожу и суставы, гистологически характеризующееся гиперплазией эпидермиса, аномальной дифференциацией кератиноцитов, ангиогенезом и присутствием в коже нейтрофилов».

Бляшечный псориаз, наиболее распространённая форма псориаза, характеризуется образованием на коже возвышенных, воспалённых бляшек, покрытых серебристыми чешуйками, расположенных преимущественно на локтях, коленях, в пояснично-крестцовой области, на предплечьях, кистях и стопах.

В древности псориаз считался проклятием, насылаемым богами, чему есть свидетельства зафиксированные со времён древнегреческого мифотворчества, которым почти 2600 лет. Изображения, напоминающие псориаз встречаются в древнеегипетских медицинских папирусах (3000 лет до н. э.).

Тем не менее, прошли века, прежде чем болезнь была распознана Цельсом, римским учёным, который называл псориаз impeto, с латыни — «атака» или «приступ». Цельс описывал псориаз как четвёртый вариант импетиго, инфекционного заболевания кожи, вызываемого пиогенным стафилококком, вызывающего появление на коже участков воспаления с пузырьками, заполненными жидкостью.

В Библии также содержатся описания псориаза, но в библейских текстах он ошибочно называется «лепрой» (λεπρός). Употребляемое в Библии слово «цараат» (צרעת)описывает целый ряд заболеваний, включая такие заболевания кожи как экзема, проказа, и псориаз.

Сотни лет люди, больные псориазом подвергались гонениям как «прокажённые», изгнанные из городов и вынужденные носить балахон и колокольчик, предупреждая всех о своём приближении. Люди с псориазом считались носителями опасной болезни, и многие из них разделили судьбу прокажённых, включая казни на кострах в XIV веке. В Средневековье все болезни, сопровождавшиеся образованием на коже бляшек и корок, считались проказой.

До 1700 года псориаз не выделялся, как отдельное заболевание — удивительно, как в течение двух тысяч лет могло существовать такое заблуждение.

В 1776 году Пленк, описывая псориаз, причислил его к группе десквамативных (шелушащихся) дерматозов. Но он не сделал следующего шага — явно не отделил его от других патологий кожи.

В 1808 году Виллан стал первым, кто определил псориаз как отдельное, специфическое заболевание и описал различные его формы. Но даже он, находясь под сильным влиянием старых авторов, не позволил себе окончательно разделить проказу и псориаз, называя бляшечный псориаз lepra vulgaris. Название «лепра» образовано от греческих слов loops — «эпидермис» и lepo — «чешуя».

Наконец, в 1840 году Гебра описал клинические проявления заболевания, определив псориаз и проказу как два различных заболевания и, собственно, ввёл название «псориаз».

Фон Цумбуш (1874–1940), немецкий профессор дерматологии из Мюнхена, описал генерализованный пустулёзный псориаз, который до сих пор носит его имя, как «тип фон Цумбуша».

Кёбнер, немецкий дерматолог, в 1874 году первым опубликовал теорию происхождения псориаза, а также описал изоморфную реакцию, которая носит его имя — «феномен Кёбнера».

Хорватский дерматолог Когой (1894–1983) известен определением и описанием спонгиформного пустулёза Когоя, представляющего собой типичный симптом акродерматита Аллопо — редкой формы пустулёзного псориаза.

Исторические вехи в лечении псориаза

В 1876 году Сквайр случайно натолкнулся на новый метод лечения псориаза, по ошибке использовав порошок Гоа — препарат, получаемый из коры южноамериканского дерева арароба, содержащей антралин (дитранол), который применяется до настоящего времени.

В 1925 году Гёкерман сообщил о новом лечебном режиме, который теперь носит его имя — он состоял в комбинированном применении каменноугольного дёгтя и ультрафиолетового облучения. Каменноугольный дёготь-сырец наносился на бляшки псориаза на 24 часа, после чего его удаляли с помощью оливкового масла, а обработанные участки подвергали УФ-облучению от кварцевой лампы. С тех пор подобные техники получила очень широкое распространение.

В 1950 году Ингрэм предложил схожий метод лечения, объединив каменноугольный дёготь, Антралин (выделенный из порошка Гоа 75 годами ранее) и фототерапию.

В 1952 году Сульцбергер и Виттен опубликовали работу, в которой сообщалась об эффективности гидрокортизона (называвшегося «вещество F») для лечении многих воспалительных заболеваний кожи. С тех пор использование гормональных кортикостероидных препаратов для местного применения является одной из самых распространённых лечебных стратегий в дерматологии.

В 1960-х Риз опубликовал важную статью, в которой изложил методику применения Метотрексата при лечении псориаза. Также он провел сравнительное исследование Метотрексата и Аминоптерина, заключив, что Аминоптерин обладает более высокой эффективностью, но и большей токсичностью. Аминоптерин начал уходить с рынка, а Метотрексат в начале 1970-х годов был одобрен для лечения псориаза.

Лечение псораленом и ультрафиолетом спектра А (ПУВА-терапия) с 1947 года применялась для терапии витилиго, а затем, с 1954 года — псориаза, с последующим получением нового вещества группы псораленов, 8-метоксипсоралена (8-МОП), введённого в практику Пэришем в 1974 году.

После приёма 8-метоксипсоралена внутрь, пациента облучают ультрафиолетом, используя группу из 48 флуоресцентных ламп, излучающих широкий спектр высокоинтенсивного ультрафиолета с длиной волны от 320 до 390 нм. После того, как несколько открытых клинических испытаний подтвердили эффективность ПУВА-терапии на больших группах пациентов, этот способ лечения псориаза широко распространился по всему миру.

В начале 1940-х годов в клинической практике появились ретиноиды. Этретинат был одобрен для применения в 1986 году — через 15 лет после Метотрексата. Ретиноиды — производные витамина А, большая группа препаратов, со всё более расширяющимся количеством наименований.

Значительный лечебный эффект Циклоспорина при его применении для лечения псориаза был впервые описан в 1979 году, для применения в клинике препарат одобрили в 1998. В 1980-х годах была выявлена эффективность Циклоспорина при лечении больных псориазом после наблюдений над больными, которым была проведена пересадка органов. Циклоспорин показал свою высокую эффективность по отношению к псориазу, когда его применяли для лечения ревматоидного или псориатического артрита. Исследования, относительно эффективности, дозировок, переносимости и терапевтических схем Циклоспорина ведутся до сих пор.

В 2000-х годах интенсивные исследования посвящены разработке биопрепаратов, действие которых направлено на отдельные звенья иммунной системы. К таким препаратам относятся моноклональные антитела против туморнекротического фактора (ТНФ-α). Например, Инфликсимаб, предназначаемый для лечения пациентов с болезнью Крона. У некоторых из этих пациентов, имевших также и псориаз, отмечено значительное улучшение состояния кожи. При применении Инфликсимаба у больных тяжёлыми формами бляшечного псориаза наблюдается значительный терапевтический эффект.

В последние годы, с внедрением биологической терапии, открываются новые возможности в лечении псориаза, позволяющие выборочно влиять на отдельные звенья патологического процесса. Некоторые из этих препаратов (Раптива, Ремикейд, Энбрел) уже одобрены и применяются, многие другие — только проходят период клинических испытаний.